Меню Рубрики

Бессонница наездник прорыв зашевелиться ловушка большущий автодорожный

Цели: обобщить и систематизировать материал о составе слова и способах словообразования; совершенствовать навыки правописания.

I. Проверка домашнего задания

Вариант I. Записывается диктант, составленный учащимися дома «-Н- и -нн- в прилагательных и причастиях» (50 слов).

Вариант II Образец диктанта записывается учеником на доске: «Правописание не с различными частями речи».

II. Повторение ранее изученного материала

— Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают? Что выражает основа слова?

— Какие способы словообразования вы знаете?

— С какими разделами грамматики связано словообразование?

Вместо точек вставьте подходящую морфему. В каких словах возможны варианты. Укажите их. Докажите, что морфема — значимая часть слова.

Загоди..и (гл.), ..делать, корабл. голуб..а, морфемн.. (разбор), негоду..ий, нача.. (деелрич.), доходчив. рассказ..ю (гл.), к пятнадцат.. (января), ..ех..ть. внимательны.

Записать слова, показав способ образования.

Образец: не-значительный (приставоч.)

Бескрайний, наездник, зашевелиться, ловушка, большущий, автодорожный, генерал-майор, скучный, белок, самосовершенствование, носатый, пренеприятный, переходить, сотоварищ, АТС, РФ, вечнозеленый, мороженое (сущ.)

Объяснить правописание в словах бескрайний, пренеприятный.

з — перед звонкой согласной; с — перед глухой согласной буквой.

Учитель диктует слова, учащиеся устно объясняют орфограммы в словах.

Разбить, возделать, распилить, сбегать, воскликнуть, сгореть, низвергнуть, нисходить, избрать, сделать, сжать, сгинуть, исправить, безграничный, бесконечный, чрезмерный, чересчур.

Правописание приставок при-, пре-

При- — имеет три основных значения: «приближение, присоединение, расположение вблизи»; «законченность действия»; «неполное действие».

— Распределите, данные слова на три группы.

Приходить, придумать, приоткрыть, призадуматься, прибегнуть, приделать, пришкольный, прижиться, присесть, приободрить, пригород.

— Запомните сложные случаи написания при-, пре-.

прибывать (приезжать к месту назначения)

пребывать (находиться где-либо)

придать (прибавить, присоединить)

презреть (отнести пренебрежительно)

преемник (кто сменяет и продолжает работу)

преклониться (склониться книзу)

Преклоняться (выражать уважение)

преградить (путь, поставить препятствие)

Приставка пре- имеет два основных значения:

1. «Очень» (высшая степень качества): превесело (очень весело); предобрый (очень добрый); презабавный (очень забавный); преспокойный (очень спокойный).

2. «Через» (сходна с приставкой пере-): преградить (перегородить); прервать (перервать); превратить (переделать); преобразовать (переделать).

Непременное условие, примерный студент, примелькавшиеся лица, премудрый пескарь, примитивный взгляд, превозмочь усталость, превратный смысл, преамбула договора, принудительный труд, принаряженный кавалер, принципиальный поступок, не преминуть сказать, приворотное зелье, привычная работа, таинственное привидение, примитивный взгляд, препираться из-за пустяков, претерпеть изменения, правила приличия, прерогатива, пригожий денек, сердечная привязанность, приостановленное движение, преемственность в работе, неприступная твердыня, претерпеть унижения, припереть к стенке, приумножить богатство.

III. Подведение итогов урока

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

источник

Служебные части речи: предлоги: (от, с, в); союз (потому что); частица (а, но).

Междометие и звукоподражательные слова: шабаш.
Выполнить морфологический разбор

I вариант — глагол, местоимение (из 1 предложения);

II вариант — прилагательное, наречие (из 3 и 4 предложения).

— При правописании каких орфограмм необходимо было определять часть речи?

— Какие вы еще можете назвать орфограммы, где знание частей речи необходимо.
III. —Н— и —нн— в прилагательных

-нн- -н-
1. Есть 1. Нет
2. Есть зависимое слово 2. Нет зависимого слова
3. Соверш. в. 3. Краткое причастие

— Выберите из упр. 195 примеры для данной схемы
IV. Не с различными частями речи

— Объяснить правописание не в отрицательных местоимениях и местоименных наречиях:

Некого спросить, нечего бояться, ничего не боялся, не у кого узнать, ни у кого не брал, никогда задерживаться, недомогает, никогда не опаздывал.
— Объясните правописание не с глаголами:

Не был, не мог, нездоровиться, недомогает, недоумевает.
Не с причастиями пишется:

Слитно Раздельно
1. С краткими причастиями

2. С полными причастиями, если есть зависимое слово

3. Есть противопоставление с союзом а

1. Без не не употребляется

2. Нет зависимых слов и противопоставления с союзом а

— Выберите из упр. 196 примеры для данных правил. Объясните написание не в оставшихся словосочетаниях.
V. Подведение итогов урока

— Назовите самостоятельные (или знаменательные) и служебные части речи.

— Расскажите о правописании —н— и —нн— в прилагательных и причастиях. Расскажите о правописании не с различными частями речи.
Домашнее задание

Составить словарный диктант на тему: «-н— и —нн— в прилагательных и причастиях» (I вариант); «Правописание не с различными частями речи» (II вариант). Объем 50 слов.

Словообразование и орфография

Обобщить и систематизировать материал о составе слова и способах словообразования; совершенствовать навыки правописания.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания

I вариант. Записывается диктант, составленный учащимися дома «-н— и —нн— в прилагательных и причастиях» (50 слов).

II вариант. Образец диктанта записывается учеником на доске: «Правописание не с различными частями речи»
II. Повторение ранее изученного материала

— Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают? Что выражает основа слова?

— Какие способы словообразования вы знаете?

— С какими разделами грамматики связано словообразование?
Списывание

Вместо точек вставьте подходящую морфему. В каких словах возможны варианты. Укажите их. Докажите, что морфема — значимая часть слова.

Загоди..и (гл.), ..делать, корабл. голуб..а, морфемн.. (разбор), не году..ий, нача.. (дееприч.), доходчив. рассказ..ю (гл.), к пятнадцат.. (января), ..ех..ть, .. внимательны.
Словарный диктант

Записать слова, показан способ образования.

Образец: не-значительный (приставоч.)

Бескрайний, наездник, зашевелиться, ловушка, большущий, автодорожный, генерал-майор, скучный, белок, самосовершенствование, носатый, пренеприятный, переходить, сотоварищ, АТС, РФ, вечнозеленый, мороженое (сущ.)
Объяснить правописание в словах бескрайний, пренеприятный.
Буквы з и с в приставках

з — перед звонкой согласной; с — перед глухой согласной буквой.
Слуховой диктант

Учитель диктует слова, учащиеся устно объясняют орфограмму в словах.

Разбить, возделать, распилить, сбегать, воскликнуть, сгореть, низвергнуть, нисходить, избрать, сделать, сжать, сгинуть, исправить, безграничный, бесконечный, чрезмерный, чересчур.
Правописание приставок при-, пре-.

При— — имеет три основных значения: «приближение, присоединение, расположение вблизи»; «законченность действия»; «неполное действие».

— Распределите данные слова на три группы.

Приходить, придумать, приоткрыть, призадуматься, прибегнуть, приделать, пришкольный, прижиться, присесть, приободрить, пригород.
— Запомните сложные случаи написания при-, пре-.

при пре
прибывать (приезжать к месту назначения)

придать (прибавить, присоединить)

приклониться (склониться книзу)

пригородить (пристроить)

пребывать (находиться где-либо)

презреть (отнести пренебрежительно)

преемник (кто сменяет и продолжает работу)

преклоняться (выражать уважение)

преградить (путь, поставить препятствие)

Приставка пре— имеет два основных значения:

1. «Очень» (высшая степень качества): превесело (очень весело); предобрый (очень добрый); презабавный (очень забавный); преспокойный (очень спокойный).

2. «Через» (сходна с приставкой пере-): преградить (перегородить); прервать (перервать); превратить (переделать); преобразовать (переделать)
Словарный диктант

Непременное условие, примерный студент, примелькавшиеся лица, премудрый пескарь, примитивный взгляд, превозмочь усталость, превратный смысл, преамбула договора, принудительный труд, принаряженный кавалер, принципиальный поступок, не преминуть сказать, приворотное зелье, привычная работа, таинственное привидение, примитивный взгляд, препираться из-за пустяков, претерпеть изменения, правила приличия, прерогатива, пригожий денек, сердечная привязанность, приостановленное движение, преемственность в работе, неприступная твердыня, претерпеть унижения, припереть к стенке, приумножить богатство.
III. Подведение итогов урока
Домашнее задание

Словообразование и орфография

Обобщить и систематизировать материал о составе слова и способах словообразования; совершенствовать навыки правописания.
Ход урока

I. Повторение ранее изученного материала

I группа: Синтаксический разбор предложения.

Ему нравилось все что он делал от своих рассказов он был на пример в восторге. (В. Каверин.)
(Ему нравилось все, что он делал: от своих рассказов он был, например, в восторге.)
(Повест., невоскл., сложное, с различными видами связи, состоит из трех простых: 1—2: СПП с придаточным изъяснительным, союзное слово что. (1—2) — 3: бессоюзное. 1 — двусост., расп., полное, неосл. 2 — двусост., распр., полное, неослож. 3 — двусост., распр., полное осложнено вв. словом.)

[ ], (что — +): [ , вв. сл., … ].
II группа: Морфологический разбор слов нравилось, рассказов.
III группа: Записать по 5 слов на следующие орфограммы:

— Правописание не с причастиями.
Проверка работы в группах

От каждой группы выступает один человек.
Осложненное списывание

Используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуйте новые слова, определите способ словообразования.

Шалаш, стакан, цветок, ключ, замок, лист, карандаш, самовар, василек, пенек, график, огурец.
— Почему в одном случае в суффиксе пишется гласная и, а в другом — е? (-ек— — если при склонении гласный звук выпадает, —ик— — если не выпадает: ключик — ключика, замочек — замочка.)
II вариант

От данных имен существительных образуйте формы оценки, пользуясь указанными суффиксами и окончаниями; определите способ словообразования.

червяк, петух, пирог, орех, старик, снег, овраг, луг, горох, пастух.
онк(а) или —енк(а):

кляча, шапка, книга, собака, речка.
— Почему в одном случае в суффиксе пишется гласная о, а в другом — е? (О пишется под ударением, е — без ударения: червячок, шапчонка, орешек.)
Правописание о и ё после шипящих в корне слова

— Объясните правописание гласной в корне слова после шипящей: шёл, шорты, чёрточка, шорох. (После шипящих в корне слова под ударением пишется ё, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется ё: жёлтый — желтеть, шёлк — шелка.)
Словарный диктант

(Учащиеся по цепочке объясняют правописание пропущенной орфограммы.)

Веч..рка, же..сткий,зач..т, крыж..вник, маж..р, печ..нка, прич..ска, расч..ска, уч..ба, ч..рный, ч..рт, ш..в, ш..к, ч..рточка, ч..рствый, деш..вый, реш..тка, ш..рох, чащ..ба, ш..пот, щ..лка, щ..тка, обж..ра, ож..г руку, тяж..лый ож..ги, ш..тландский, Ж..рж, Печ..ра, Печ..рин, Ш..лохов, Щ..рс, Ш..пен, Дж..ванни, Ш..стакович.
Гласные о-е (ё) после шипящих в окончаниях.
Распределительный диктант

— Запишите слова в два столбика в зависимости от гласной в окончании.

Мячом, ножом, пажом, стеллажом, пейзажем, престижем, параличом, шалашом, плачем, овощем, межой, свечой, баржей, тучей, ношей, пищей.
От чего зависит выбор гласной? (После шипящих под ударением пишется о, без ударения — е: ножом, пищей.)

После шипящих под ударением пишется е (ё), хотя произносится [о], в следующих случаях:

а) в окончаниях глаголов: печём, течёт;

б) в глагольном суффиксе -ёвыва: затушёвывать, размежёвывать;

в) в суффиксе отглагольных существительных: -ёвк: размежёвка;

г) в суффиксе существительных — ёр: дирижёр, стажёр.
Индивидуальные задания

Поставить в форме творительного падежа следующие существительные, объясняя их правописание.

Образец: алыча — алычой, груша — грушей.

Межа, свеча, ноша, спаржа, левша, плащ, шалаш, тираж, гараж, мяч.
Карточка 2

С помощью суффиксов -ов, -ев образуйте прилагательные от существительных.

Алыча, груша, камыш, ключ, еж, нож, спаржа.
Проверочный диктант

1. На подоконнике стоял цветочный горшок с фиалками, а на балконе рос цветной горошек. 2. Ребенок с плачем протянул ручонки к матери. 3. У большого дерева хозяин привязал своего хорошего коня. 4. Вы знакомы с Иваном Кузьмичом? 5. Вдали мы увидели лошадь и ее рыжего жеребенка. 6. Мать толчет сухари, чтобы приготовить свое любимое печенье. 7. Кошка охотится за мышонком. 8. Солнце печет так горячо, что песок обжигает босые ноги. 9. Нас угощали тушеными овощами, копченой колбасой и свиной тушенкой, а мы предложили хозяйке сгущенку — сгущенное молоко, которое принесли с собой в рюкзаке. 10. Путники остановились на ночевку в теплой избе лесника, и дождь им был нипочем.
II. Подведение итогов урока
Домашнее задание

Читайте также:  Какие лекарства против бессонницы

Подготовиться к итоговому тесту.

Итоговая контрольная работа и ее анализ

Итоговая проверка знаний учащихся.
Ход урока

Каждому учащемуся выдается тест.

— Обведите кружком букву с правильным ответом.
1. Пишется е.

д) з..рница
7. Пишутся звонкие согласный (з-с, д-т).

в) изморо..ь (на ветках) г) жени..ьба

д) фель..шер
8. Пишутся непроизносимые согласные

а) инци..дент б) горе..ный (взгляд)

а) груже..ый состав б) незва..ый гость

в) прокипяче..ое белье г) нескоше..ая трава

д) руки вымаза..ы
11. Пишется через дефис

а) (генерал)майор б) (бело)мраморный

в) (пол)арбуза г) до (полу)ночи

д) (военно)полевой
12. Пишется через дефис

д) (как)будто
13. Отметьте номера, где пишется частица не.

а) Куда он только н.. обращался!

б) Н.. одна живая душа не знала, что происходит дома.

в) Это было н.. что иное, как ошибка конструктора.

д) Он не умел н.. петь, н.. плясать.
14. Отметьте буквы, где слова пишутся слитно.

а) Я то(же) написала сочинение.

б) Вот так(же) выступал и брат.

в) Мы преодолели невзгоды, по(тому) что помогали друг другу.

г) За(чем) пойдешь, то и найдешь.

д) От(чего) вы отказываетесь от приглашения?
15. Пишется и.

в) камень пр..ткновения г) пр..оритет

д) скро..нный
17. Отметьте буквы, где не пишется слитно.

б) (Не)смотря на дождь и усталость, двинулись в путь.

г) Она (не)дослушала и отошла.

д) (Не)взлюбить.
18. Отметьте буквы, где пишется удвоенная согласная.

д) ко(р, рр)упция
19. Отметьте буквы предложений, где слова, набранные курсивом, выделены запятыми.

а) Мчится лыжник по пороше паренек один хороший.

б) Московскому художнику Лаврову предложили написать несколько пейзажей Волги.

в) Тихую песню напевая парень на шахту идет.

г) Скрепя сердце Андрей вошел в дом.

д) Потом мы уходили напившись кипятку.
20. Отметьте буквы предложений, где слова, набранные курсивом, выделены запятыми.

а) Тронутый участием Виталия Евгений робко напомнил о готовой модели самолета.

б) В большом темноватом сарае были врыты в землю огромные чаны.

в) Словом Матвея терзали сомнения.

г) Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу.

д) К счастью поезд пришел вовремя.
21. Отметьте буквы предложений, где слова, набранные курсивом, выделены запятыми.

а) Смотри как роща зеленеет.

б) Сосновый лес как золотой орган.

в) Море в далекие годы пело мне песни как мать.

г) Глаза у нее были чуткие как дым.

д) Для меня ты как солнце весной.
22. Отметьте буквы предложений, в которых на месте прочерка ставится запятая.

а) На дворе всходило солнце_ и громко пели птицы.

б) Подул ветерок с заречья_ и воздух прозрачен до боли.

в) На другой день ни свет_ ни заря она проснулась.

г) То сам себя не понимал я_ то мир меня не понимал.

д) Я заметил, что куда ни приедешь, найдешь что-нибудь замечательное.
23. Отметьте буквы предложений, в которых на месте прочерка ставится двоеточие.

а) А просьба моя состоит в следующем_ берегите нашу маму.

б) Как путь далек_ как этот мир велик!

в) По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки отцветает черемуха.

г) Деревья гибнут_ лес не умирает.

д) Влага под землю весной просочится выше_ поднимется в поле пшеница.
24. Отметьте буквы предложений, в которых на месте прочерка ставится тире.

а) На столе_ раскрытый томик вам подаренных стихов.

б) Шапочка ее сбилась набок_ в кудрях вились звуки мазурки.

в) Увидишь ее, узнаешь ее_ махни платком.

г) Четвертый час_ надо торопиться к обеду.

д) Я гляжу_ на этом свете честный труд не пропадет.
25. Отметьте буквы прочерков, где ставится запятая.

Большую часть этого времени мы провели в Петербурге _(а) да за границей _(б) и _(в) если когда я и заезжал к себе в деревню _(г) то не более _(д) как на несколько дней.
26. Отметьте буквы прочерков, где ставится запятая.

В господский дом Муму не ходила _(а) и _(б) когда Герасим носил в комнаты дрова _(в) всегда оставалась позади _(г) и нетерпеливо его ожидала у крыльца _(д) навострив уши.
Ответы:

С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ 1

Цель занятий по русскому языку в 11 классе — закрепить и углубить лингвистические знания, уметь применять их на практике, подготовиться в успешной сдаче школьных экзаменов и вступительных экзаменов в вузы.

Актуальность данного издания несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний по русскому языку — Единому государственному экзамену. Параллельно сохраняется и традиционная форма экзамена — сочинение (как вариант можно выбрать изложение).

Данное пособие, прежде всего, учитывает эти новые условия и большое место в программе отводит занятиям по подготовке к ЕГЭ. Кроме того, используются и традиционные формы занятий с использованием базовых учебников по русскому языку для старших классов: А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой и В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко.

Дается подробный комментарий ко всем заданиям демонстрационных вариантов теста ЕГЭ-2003 и ЕГЭ-2004.

Особенностью данного пособия является и то, что оно акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации. Традиционные школьные правила часто заменяются альтернативными, более легкими для понимания и запоминания.

Подразумевается, что старшеклассники хорошо знакомы с основным курсом русского языка, поэтому обычно времени на повторение изученного в 5-9 классе выделяется очень мало. Однако практика показывает, что именно этот материал (в том числе теоретический) является камнем преткновения для выпускников.

В течение учебного года приходится несколько раз обращаться к одному и тому же материалу. Это можно делать подробно и бегло, развернуто и сокращенно. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним еще раз акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал, подобрать примеры, потренироваться, проверить друг друга.

В приложениях даются варианты тестов ЕГЭ 2002 и 2003 гг., тренировочные тесты по разным разделам языкознания, диктанты, а также варианты индивидуальных заданий, которые ученики могут выполнять на уроках.

Надеемся, что это пособие поможет учителям в подготовке выпускников к предстоящим экзаменам.
Пособия:

А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика, текст, стили речи. Учебник для 10—11 классов общеобразовательных учреждений. 9-е изд. — М., 2003 (далее Р—1).
В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. 43-е изд. — М., 2003 (далее Р—2).
Единый государственный экзамен: Русский язык 2003—2004: Контрол. измерит. материалы / В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, С. И. Львова и др.; Под ред. Г. С. Ковалевой. — М., 2003. — 224 с.

Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение

Повторение основных видов словосочетаний и предложений; закрепление умений учащихся определять грамматическую основу, виды сказуемых; прояснение роли интонации и логического ударения в предложении, разбор сложных вопросов синтаксиса.
Ход урока

Цель занятий по русскому языку в 11 классе — закрепить и углубить лингвистические знания, уметь применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче школьных экзаменов: сочинению (как вариант можно выбрать изложение) и ЕГЭ, подготовиться к экзаменам по русскому языку в вузы.

Для этого вам пригодятся различные пособия по русскому языку и разные виды лингвистических словарей.

На уроках мы будем повторять пройденное, закреплять и углублять знания обо всех уровнях языка, выполнять индивидуальные и групповые задания. Так как уроки русского языка предусмотрены один раз в неделю, домашнее задание будет довольно объемным, а работа на уроке интенсивной. При проверке домашних заданий будем останавливаться на наиболее сложных вопросах. В качестве контрольных заданий будут предложены различные виды диктантов и тестов, изложения, анализ текстов.

В современных тестах, в отличие от тестов прошлых лет, большое внимание уделяется теории языка, всем его уровням. Начнем с повторения синтаксиса.
II. Обобщающее повторение

Повторение проводится по вопросам в учебнике (Р-1, с. 102). В зависимости от конкретных условий классу могут быть предложены задания для коллективного и индивидуального выполнения в зависимости от учебной ситуации и разной степени подготовки учеников.

Примечание. По ходу повторения ученикам раздаются карточки с заданиями, содержащими наиболее сложные аспекты пройденного. Такие карточки лучше сначала дать сильным ученикам, чтобы более слабые успевали работать по вопросам в учебнике. В зависимости от характера вопроса ученики выполняют задания по очереди на доске или устно. Учитель комментирует ответы, уточняет, дополняет их. Некоторые задания может выполнять одновременно весь класс. Через несколько уроков те же карточки можно дать остальным для письменного выполнения задания. Наиболее трудно усваиваемый материал следует разбирать в класс несколько раз.

источник

Сентябрь 1944 года. Специальный проверочно-фильтрационный лагерь НКВД

Ласковое осеннее солнце щедро поливало теплыми лучами просторный двор спецлагеря. Массивные деревянные двери четырехэтажного каменного здания отворились, из его чрева в сопровождении вооруженных конвойных высыпала пестрая толпа. Люди быстро построились в колонну по три посередине двора. Это были невольные обитатели фильтрационного лагеря, иначе – спецконтингент, состоящий из командиров Красной армии, побывавших в плену и на оккупированной врагом территории. Часть из них была в изрядно поношенной военной форме или в новом обмундировании, а часть – в гражданской одежде. Внешний вид остальных представлял некую смесь той и другой. Один из представителей этой группы, высокий, худощавый, одетый в ветхие серые брюки, свитер и разбитые башмаки, снял кепку, подставляя русоволосую коротко стриженную голову солнцу.

Пожилой седоусый старшина басовито крикнул:

Худощавый подошел к стене, оперся на нее плечом, достал из кармана кисет, обрывок газеты, скрутил «козью ножку».

– И где бы еще старшине так сильно повезло покомандовать над старшими командирами, – тихо произнес чернявый симпатичный парень в сером пиджаке, надетом поверх линялой гимнастерки. Отшвырнув видавшим виды кирзовым сапогом камушек, он залез в карман галифе, вынул коробок спичек, встал рядом.

– Ну что, браток, мой огонёк – твой дымок? Согласен?

Чернявый парень протянул руку.

– Арсений. Голота. Можно просто Сеня, я не гордый.

Голота зажег спичку, Скоморохов прикурил цигарку, несколько раз жадно затянулся. Арсений нетерпеливо спросил:

Скоморохов выпустил густую струю дыма, отдал самокрутку Голоте.

Читайте также:  Какие лучше препараты при бессоннице

Арсений почесал заросший густой щетиной подбородок.

– Шоб вы знали, то сегодня третий раз пойду в баню. Так шо получается, я в этом чудесном заведении почитай месяц загораю. Но это мелочь, некоторые туточки по два и по три месяца кукуют, а то и по полгода. Меня уже два раза на допрос вызывали. Неприятный тип, шо в кабинете засел, все нервы в кровь расчесал. Я себе думаю, шо вы из-под меня хотите? Шо вам надо от моей несчастной жизни? Уже сиди и не спрашивай вопросы, а он опять свою пластинку заводит. Когда? Зачем? Почему? Такой, брат, театр.

– Родом я из Одессы, прекрасного города моря и акаций, – лицо Голоты погрустнело. – Только вот, когда немец пришел, пришлось мне с мамашей, папашей и сестрами перебраться в Астрахань. Мои родители на табачной фабрике работали, вот их и эвакуировали, как специалистов, вместе с семьей и оборудованием. Ну, и меня решили с собой забрать, подальше от одесской шпаны, с которой я имел интерес водиться. А когда в военкомате посчитали, шо Сеня Голота уже совсем взрослый мальчик, я отправился воевать.

Скоморохов обрадованно произнес:

– Выходит, мы с тобой почти земляки.

Голота удивленно посмотрел на Андрея.

– Нет, из Астрахани. Правда, там давно не был. Я оттуда четырнадцатилетним подростком уехал. А ты где в Астрахани жил?

– Рядом с заводом «Центрспирт».

– Мне неподалеку приходилось проживать. В детприемнике НКВД. Знаешь где?

– Знаю. Рядом деревянное здание, красивое такое.

– Там при царе пастор немецкий жил.

Голота потушил окурок об стену.

Скоморохов отрицательно мотнул головой.

– Курсанты пехотного училища. Их прямо отсюда в бой кинули. Говорят, из них немногие уцелели.

После недолгого молчания Скоморохов спросил:

– Как? Да как многие из этой чудесной компании. Призыв в армию, потом ускоренные курсы младших лейтенантов. Я ведь на флот мечтал попасть, на военный корабль, а меня вместо этого в танкисты определили. Направили в двадцать пятый танковый корпус генерала Павлова, дали мне новую тридцатьчетверку, воюй, Сеня, сколько влезет, а тут началось наступление. После Сталинграда немчуру поперли так, шо не остановить. Ростов взяли, Харьков. Наш корпус до Запорожья десятка два километра не дотянул. Думали, шо всё будет в ажуре. Таки не случилось. До города рукой подать, а у нас горючего нема и боеприпас на исходе. Тут немцы решили гонор показать. Обложили со всех сторон. Деваться некуда, мы на прорыв пошли. Помню, сидел в танке, потом взрыв. Вылез из машины очумелый, гляжу, рядом механик-водитель лежит, я к нему, а он мертвый. Тут фрицы появились. Я отстреливался, пока патроны в пистолете были, а потом пришлось перед ними, как собачонка, лапки поднять. Так эти жлобы мине прикладом по голове. Никакой тебе культуры у этих фрицев. Видать, не понравился им Сеня Голота. Очнулся в поле, на снегу, рядом два немца стоят. Один из них амбал, как два меня, тычет стволом в портрет и что-то гутарит по-своему. Ну, я им, мол, наше вам с кисточкой, а эти чудаки меня под белые ручки да пинками под зад, да так, шо ребра до сих пор ноют. Вот, – Голота ощерился, показывая два ряда ровных белых зубов.

Скоморохов заметил, что один зуб на нижней челюсти одессита отсутствует.

Голота ткнул пальцем в щербину.

– Вынесли и даже не спросили, как меня зовут. Шоб им жить счастливо, но недолго. После собрали нас, человек пятнадцать, доставили до дороги, а там наших ведут, кавалеристов и «черную пехоту». Пиджачники, кто в чём. Вроде нас. Одни в пальто, другие в ватниках. Этих больше всего было. Их, бедолаг, во время нашего наступления из дома сразу в части набирали. Винтовку в руки и айда. А шо с них проку, я вас спрошу? Толку нет – одни убытки. Большинство не обученные. Потому и полегло их тьма-тьмущая, снега от их лапсердаков видно не было. Самому пришлось на это зрелище не для слабонервных полюбоваться. А из тех, кто цел остался, многие в плен попали. Вот в этот гамуз нас и определили. Потом лагерь для военнопленных под Витебском. Ну, а как наши освободили, меня сразу сюда, на отдых отправили. Поправиться, значит, и подкормиться. Только я через эти марципаны, которыми тут кормят, стал иметь бледный вид и шаткую походку, но всё лучше, чем у немцев. Я, конечно, дико извиняюсь, но до ужаса хочется спросить, а тебя как жизнь сюда закинула?

– Ой, я вас умоляю, мине вже торопиться некуда. Конечно, если ты не хочешь открыть душу Сене Голоте, так я ж не возражаю. А если думаешь, шо у мине длинный язык, тогда плыть нам разными пароходами.

источник

Фридрих Евсеевич Незнанский

Начало охоты или ловушка для Шеринга

Луны видно не было, но затянувшие небо облака освещали отраженным лунным светом сгустившийся лесной мрак. На поляне, недалеко от реки, стоял аккуратный бревенчатый дом, с участком соток в тридцать, огороженным высоким дощатым забором.

Дом был одноэтажный и снаружи выглядел довольно скромно. Но внутри он был просторный, отделанный с любовью и обставленный, что называется, на широкую ногу.

В гостиной царил полумрак. Огромный экран телевизора показывал новости. В чиппендейловском кресле перед телевизором сидел человек в сдвинутой на затылок бейсболке.

Человек был погружен в мрачные размышления и на экран смотрел рассеянным угрюмым взглядом. На губах его застыла странная полуулыбка-полуусмешка, придававшая его лицу — как пишут в сентиментальных романах — «нечто мефистофельское».

На экране тем временем мелькали кадры оперативной хроники. Камера показывала офисные помещения какой-то фирмы, суровых мужчин в штатском, обыскивающих сейфы и шкафы, выхватывала из суеты обыска разложенные на столах папки с бумагами. Диктор комментировал события возбужденным, торжественным голосом, словно это был не стандартный обыск офисных помещений, а как минимум взятие рейхстага.

Вот картинка на экране сменилась. Теперь несколько мужчин «в штатском» конвоировали по офисному коридору человека в дорогом костюме. И снова смена картинки. Камера показала здание банка на одной из московских улиц, затем его офисные помещения, в которых сновали все те же федералы в штатском, взламывая компьютерные коды, перетряхивая содержимое сейфов и шкафов. Тугие пачки евро в банковской упаковке небрежно летели в большую кожаную сумку.

Человек у телевизора смотрел на экран неподвижным взглядом. Его улыбающееся мрачное лицо словно бы оцепенело. То и дело по нему пробегало что-то вроде легкой судороги.

Оператор навел камеру на маленький сквер у набережной Москвы-реки. Люди в штатском пытались усадить в джип какого-то представительного мужчину средних лет. Тот сопротивлялся, пытаясь ударить одного из своих конвоиров. Его грубо скрутили и затолкали в джип.

Человек, сидящий у телевизора, наблюдал за этим действием внешне спокойно, но глаза его нервно поблескивали, а кончик языка то и дело облизывал пересохшие губы.

Когда на экране возникла упитанная физиономия репортера, в кармане у сидящего перед телевизором мужчины зазвонил телефон. Мужчина вздрогнул.

Прижав телефон к уху, он несколько секунд слушал, затем коротко произнес:

Сложив мобильник, мужчина запихал его в карман джинсов. Затем торопливо поднялся с дивана, окинул прощальным взглядом комнату и, сурово сдвинув брови, решительно шагнул к двери.

Темноту леса прорезали лучи наствольных прожекторов. Группа спецназовцев торопливо и бесшумно окружила дом. Четверо бойцов отделились от группы и черными тенями скользнули к двери. Удар — и тяжелая дубовая дверь слетела с петель.

Люди в черных масках и бронежилетах, с автоматами наперевес ворвались в гостиную. Огромный телевизионный экран демонстрировал какую-то старую ленту. В кресле перед телевизором сидел человек в лихо заломленной на затылок бейсболке. На шум он даже не обернулся.

Двое спецназовцев обошли кресло с двух сторон и остановились. Черные стволы их автоматов медленно опустились.

— Что там? — коротко спросил, шагая к креслу, командир.

— Посмотрите сами, — ответил один из бойцов.

Командир подошел к сидящему в кресле человеку, сорвал с его головы бейсболку и отшатнулся. В кресле сидела большая тряпичная кукла. Правая рука куклы лежала на колене, и средний палец на ней был издевательски воздет кверху.

— Сука! — коротко выругался спецназовец и ударом автомата сшиб куклу с кресла.

Покинув дом, мужчина осмотрелся, нашел едва освещенную лунным светом тропу и стремительно зашагал по ней. Он шел уверенной походкой, как человек, отлично ориентирующийся в местности. Начал накрапывать дождь. Мужчина поднял ворот джинсовой куртки и зашагал еще быстрее.

Через восемь минут он вышел из леса к шоссе. У обочины стояла темная «ауди». Подойдя к машине, человек открыл заднюю дверцу и скользнул в салон.

— Как ты? — не поворачивая головы, спросил водитель.

Человек за рулем нервным движением включил дворники.

— На улице дождь, — сказал он. — Переоденься, простынешь.

Мужчина на заднем сиденье отрицательно покачал головой:

— Нет, по дороге. Фары не включай. Поехали!

«Ауди» мягко тронулась с места и уже через несколько секунд, набрав скорость, помчалась по пустынному шоссе, оставляя позади лес, дом, окруженный спецназовцами, и большое озеро.

Егор Кремнев затушил сигарету и, взглянув на чернявого вихрастого парня, поинтересовался:

— Что ты знаешь о нашем «объекте»?

Семен Арутюнян поднял мускулистую руку и поскреб в затылке.

— Ну… Не много. Тридцать четыре года. Холост. Закончил филфак МГУ и разведакадемию. Владеет тремя иностранными языками. Что-то в этом роде.

Кремнев облизнул губы и хмыкнул:

— И не скажи, — улыбнулся Арутюнян.

Они сидели в просторной гостиной, обставленной сдержанно и со вкусом. Современная удобная мебель, простые формы, но в углу — небольшой шкаф из темного дерева с резными балясинами и дверцами, одного взгляда на который было достаточно, чтобы понять, что лет двести назад эта вещица стояла в гостиной какого-нибудь графа или князя.

То же и в прихожей: все просто и удобно, но между стеллажами и гардеробной — антикварное зеркало с мраморной консолью и дубовыми ножками, вырезанными в виде двух сидящих грифонов. Чем не сторожа?

— Слышь, Семен, — вновь обратился он к своему коллеге, — плесни-ка мне еще кофе из своего волшебного термоса.

— Могу заварить тебе зеленый чай. Я видел в шкафу несколько пачек. Видимо, наш «объект» — большой любитель.

— Я скорее болотной воды наглотаюсь, чем буду пить это пойло.

Арутюнян достал откуда-то небольшой термос, свинтил крышку и наполнил чашку Егора доверху.

— Смотри не перевозбудись, — с улыбкой посоветовал он.

Егор Кремнев отхлебнул кофе и наморщил лоб. Его не покидало дурное предчувствие. Вроде бы все пока шло по плану. Никаких сбоев, никаких случайностей. И все же на душе было неспокойно.

Егор потер пальцами щеку и поморщился. Утро было суматошное, времени побриться не хватило, и теперь щеки покрывала колючая поросль. Кремнев представил себе свою физиономию и ухмыльнулся.

Читайте также:  Какие люди страдают бессонницей

Ладно, ерунда. Задание в общем-то несложное и не должно занять много времени. Нужно довести «объект» до аэродрома в целости и сохранности. Подстелить ему соломку, если вздумает упасть, сдуть пылинку, если она посмеет прилипнуть к его холеной щеке, ну и все такое.

Для группы из четырех профессионалов это плевое дело. Никто не знает, что «объект» здесь, никто не знает, на какое имя у него документы. Да и грим у «объекта» капитальный. Этакий поэт-битник с черной бородкой и в темных очках. Одежда — самая заурядная: замшевая куртка, джинсы, футболка — униформа «маленького человека», которого встретишь в толпе и не обратишь внимания.

— Как случилось, что его рассекретили? — спросил Семен.

— Не знаю. Ты, Сема, не забивай себе этим голову.

Егор одним глотком допил кофе и поднялся с дивана.

Семен вынул изо рта разжеванную спичку, посмотрел на нее и вставил обратно в рот.

— По-моему, он уже успел глотнуть из своей серебряной фляжечки.

источник

Упражнения по спасению и эвакуации пострадавших. Приподнимание раненых и приведение их в стоячее положение. Переноска пострадавших на плечах, на спине, на руках (одним, двумя, тремя пожарными), в том числе с применением пожарных лестниц. Оттаскивание пострадавших «обезьяньей хваткой», двигаясь на спине, с соединенными вместе запястьями. Вязка спасательное петли, закрепление веревки за конструкцию.

Этот метод может применяться у сидящих или приподнятых в стоячее положение раненых.

Проведение (при приподнятом раненом):
1. Спасатель подступает ногой под стоящего (приподнятого) раненого
2. обхватает раненого одной рукой за запястье противоположной руки
3. протягивает руку раненого через свое плечо (смотрите рисунок 7/1/)
4. проводит свою свободную руку сзади вокруг ног раненого (смотрите рисунок 7/2/)
5. этой же рукой перехватывает свободные запястье
6.приподымается и распределяет при этом вес раненого по возможности равномерно на оба своих плеча (смотрите рисунок 7/3/).

В качестве обыкновенных вспомогательных средств при переноске раненых служат треугольный платок, поясной ремень, приспособление для сидения из дерева или стали, стулья и другие подобные средства.

Примечание: у больных и дюжих раненых спасатель обхватывает не сзади вокруг ног, а между ног раненого (смотрите рисунок 7/4/).

Рисунок 7. Прием переноски на плечах при стоящем раненом

Проведение (при сидящем раненом):
1. Спасатель подступает поближе с слегка расставленными ногами к раненому
2. Обхватывает одной рукой запястье противоположной руки раненого
3. наклоняет верхнюю часть тела к раненому и протаскивает другую руку через плечо (смотрите рисунок 8/1/)
4. обхватывает свободной. рукой подколенные впадины раненого через: свои плечи настолько, пока вес раненого на станет одинаковым спереди и сзади спасателя (линия расположения находится приблизительно в области пояса раненого, смотрите рисунок 8/2/)
5. приподнимается и уносит раненого.

Примечание: у больных и дюжих раненых спасатель обхватывает не сзади вокруг ног, а между ног раненого (смотрите рисунок 8/3/ и 8/4/).

Рисунок 8. Прием переноски на плечах при сидящем раненом.

Проведение:
1. Спасатель обхватывает скрещенными руками запястья стоящего перед ним раненого (смотрите рисунок 9/1/)
2. Поднимает вверх руки раненого, одновременно с этим поворачивается к нему спиной (смотрите рисунок 9/2/)
3. слегка сгибает колени (смотрите рисунок 9/2/)
4. кладет руки раненого, сложенные крестом, к себе на грудь таким образом, чтобы он левой рукой обхватывал лежащую сверху правую руку раненого приблизительно на уровне ушей, а своя его правая рука была бы свободна при переноске (смотрите рисунок 9/3/ и рисунок 9/4/).

Примечание: в случае, если защитная каска спасателя будет ему мешать во время переноски раненого данным способом, то каску можно снять.

Рисунок 9. Прием переноски на спине.

Такой способ разрешен только тогда, если ранений находится в сознании и обладает небольшим весом. Кроме того, обратите внимание на то, что пострадавшее лицо должно быть посажено непосредственно перед принятием раненого на спину, например, на стол, выступ стенной клади, лестничную ступеньку или на другие аналогичные предметы.

Проведение:
1. Спасатель становится спиной к раненому
2. схватывает его ноги в подколенных впадинах (смотрите рисунок 10/1/)
3. раненый кладет своп руки на плечи спасателя и обхватывает ими его грудь (смотрите рисунок 10/2/).

Рисунок 10. Прием переноски па спине в сидячем положения.

Проведение:
1. Раненый обхватывает обеими пуками затылок спасателя (смотрите рисунок 11/1/)
2. спасатель обхватывает одной рукой раненого сзади за плечи (смотрите рисунок 11/1/)
3. кладет руку на спину раненого наклоняется, схватывает второй рукой под бедрами раненого и высоко поднимает его (смотрите рисунок 11/2/).

Рисунок 11. Переноска на руках посредством одного спасателя.

Проведение:
1. Спасатель приближается вплотную сзади к сидящему со скрещенными руками раненому
2. пропускает обе свои руки под плечами раненого (смотрите рисунок 12/1/)
3. прочно держит обеими руками одежду раненого на уровне его бедер (смотрите рисунок 12/1/)
4. немного отступает назад, при этом тянет раненого вытянутыми руками на свое тело и 5. уносит раненого (смотрите рисунок 12/2/).

Рисунок 12. 1-пероноска телом с помощью нательного ремня, 2 – переноска телом посредством одного спасателя.

В качестве вспомогательной подкладки для с сидения служит переносное кольцо, которое может быть изготовлено из треугольного платка, ручного платка, веревки или из нательного пояса.

Проведение:
1. Спасатель держит переносное кольцо в руках с внешней по отношению к друг другу стороны и
2. поддерживает раненого за спину руками с внутренней по отношению к друг другу стороны.

Рисунок 13. Переноска при помощи переносного кольца.

В качестве перекладины для сидения может также служить простая палка. Её следует сделать настолько короткой, чтобы она не мешала спасателям при переноске.

Проведение:
1. Спасатели держат внешними по отношении к друг другу руками концы перекладины для сидения,
2. раненый кладет свои руки на плечи спасателей,
3. спасатели поддерживают внутренними по отношению к друг другу руками раненого за спину.

Рисунок 14. Переноска при помощи перекладины для сидения.

Проведение (пример 1):
1. Спасатель 2 (сзади) обхватывает согнутые в локтях предплечьях сидящего раненого всеми пальцами рук сверху («обезьянья хватка», смотрите рисунок 15/1/),
2. Спасатель 1 (впереди) становиться между ногами раненого и берется за его подколонные впадины (смотрите рисунок 15/1/),
3. По команде спасателя 2 оба спасателя выпрямляются и уносят раненого (смотрите рисунок 15/2/).

Рисунок 15. 1-спасатель 1, 2 – спасатель 2, 3 – переноска при помощи двух спасателей, друг за другом (пример 1).

Проведение (пример 2):
1. Спасатель 2 (сзади) поднимает верхнюю часть туловища раненого, сгибает в локтях предплечья на его теле (смотрите рисунок 16/1/) и охватывает его предплечья «обезьяньей хваткой»,
2. спасатель 1 (спереди) накладывает одну ногу раненого на другую (смотрите рисунок 16/1/) и обхватывает сложенные друг на друга ноги за голени (смотрите рисунок 16/2/),
3. по команде спасателя 2 оба спасателя выпрямляются и уносят раненого (смотрите рисунок 16/2/).

Примечание: в обоих примерах предоставляется самому выбирать, как именно он хочет нести ноги раненого.

Рисунок 16. 1-Спасатель 2, 2-спасателъ I, 3-переноска при помощи двух спасателей друг за другом (пример 2).

Проведение:
I. Спасатель 1,2,3 стоят на коленях – каждый расставив одну ногу, глядя вниз на лежащего на спине раненого (смотрите рисунок 17/1/),
2. спасатель 1 просовывает одну руку под затылок раненого до подмышечной впадины, вторую руку – вниз до уровня лопаток (смотрите рисунок 17/1/),
3. спасатель 2 просовывает свои руки под верхней и нижней половиной седалища раненого (смотрите рисунок 17/1/),
4. спасатель 3 просовывает свои руки под низ голеней и бедер раненого (смотрите рисунок 17/1/).
5.по команде спасателя 1 все спасатели одновременно поднимают раненого вверх, кладут его на отставленную ногу и перехватывают его (смотрите рисунок 17/2/),
6. Поворачивают раненого на себя так, чтобы он покоился перед их грудью (смотрите рисунок 17/3/),
7. встают, при этом перераспределяют свой вес тела назад и уносят раненого.

Рисунок 17. Переноска туловища при помощи трех спасателей.

Поднимание и переноска телом с помощью двух спасателей проводится точно так жe, как и тремя спасателями. Раненый обхватывает обеими руками затылок спасателя 1.

Рисунок 18. Переноска телом с помощью двух спасателей.

Проведение:
1. Раненый находится в положении наездника на бедрах спасателя,
2. спасатель пропускает руки под подмышками раненого и ухватывается зa лестничные перекладины,
3. защищает с помощью своих рук раненого от соскальзываний вбок и спускается вместе с ним вниз по лестнице.

Рисунок 19. Переноска вниз по лестнице раненого в положении наездника.

Обратите внимание:
– в особо тяжелых случаях раненый страхуется с помощью страховочной веревки;
– при применении частей лестницы из палок штанины раненого обматывается, чтобы воспрепятствовать застреванию штанин раненого на скрепляющих деталях лестницы.

Закрепление спасательной веревки за конструкцию здания выполняется четырьмя способами.

По команде «Веревку (указывается за что) – закрепить» пожарный обматывает одним-двумя витками веревки названную конструкцию, берет длинный конец веревки в левую руку, а короткий – в правую, делает правой рукой петлю на длинном конце веревки. Правой рукой коротким концом обводит петлю один раз снизу вверх, просовывает снизу в петлю правую руку, переносит ее через веревку, удерживаемую левой рукой, и берется за короткий конец. Вынимает правую руку из петли и, протащив короткий конец веревки через петлю, затягивает узел.

Пожарный обматывает одним-двумя витками конструкцию, берет короткий конец веревки в левую руку, длинный – в правую и накладывает длинный конец на тыльную часть кисти левой руки. Не меняя положения пальцев левой руки, опускает короткий конец вниз и выводит его вверх, к себе. Выпрямляет пальцы левой руки, одновременно указательным пальцем правой руки подает короткий конец веревки к пальцам левой руки. Захватывает указательным (средним, безымянным или большим) пальцем левой руки короткий конец веревки, пропускает его через петлю, образовавшуюся на кисти, тянет правой рукой длинный конец веревки на себя и затягивает узел.

Пожарный обматывает одним-двумя витками веревки конструкцию, берет короткий конец в левую руку, длинный – в правую. Правой рукой накладывает и обматывает длинным концом веревки кисть левой руки, второй виток накладывает на большой палец левой руки. Поворотом большого пальца налево выводит длинный конец веревки между веревками, идущими от конструкции, образует петлю, в которую указательным и большим пальцами правой руки подает петлю короткого конца веревки и затягивает узел.

Четвертый способ (рисунок 4.)

Пожарный обматывает одним-двумя витками конструкцию. Оба конца веревки берет в левую руку так, чтобы короткий конец находился справа. Правую руку просовывает снизу между обоими концами и кладет ее на длинный конец тыльной стороны кисти. Поворотом правой руки против часовой стрелки вниз-вправо-вверх выводит руку ладонью книзу, образовав на веревке петлю. Большим и указательным пальцами правой руки берет короткий конец в руку, вынимает его из петли и левой рукой затягивает узел.

источник